Войти

Как живёт провинциальный моногород в Северном Казахстане. Рудный, Костанайская область.

598
Привет, читатель! Сегодня пойдём гулять по провинциальному моногородку в Северном Казахстане.

Карта Рудный
г.Рудный, Костанайская область, Казахстан.

Этот пост получился большим, по меркам предыдущих моих статей, но это и не удивительно, ведь сегодня мы гуляем по городу, в котором я провел первые 18 лет своей жизни.

Ковш Рудный
Глядя на этот памятник, можно догадаться, что же за предприятие кормит весь город. 

А если быть точнее, то название города происходит от слова «руда», а именно «железная руда», её то тут и добывают. Но на самом деле, далеко не всё население города трудится на горно-обогатительном комбинате.

И сразу же я включу диванного урбаниста, видимо, Рудненские градостроители считают, что для пешеходного перехода достаточно поставить только знак. 

пешеходный переход Рудный
Безбарьерная среда – для слабаков.

На самом деле, разносить Рудный по урбанистической части - это гиблое дело, как и любой небольшой городок в России. Так как, это мой родной город, я постараюсь рассказать о нём что-то хорошее.Этот приезд в Рудный мне подарил чёткое понимание, чем же маленькие городки лучше мегаполисов(походу, я старею): отсутствие пробок и большого количества людей, нет мразотных многоэтажек и любая точка города находится в пешей доступности.

пешеходный переход Рудный
Тот же переход, но с другой стороны.

А это самое высокое жилое здание в Рудном:
12-этажный дом
12 этажей.

Пожив в Девяткино (читай статью Стоит ли жить в Мурино? СПб или область? Многоэтажки, парковки, грязь и цыгане.), среди этих высоток, я понял, что в действительно хорошем районе не может быть жилых домов с этажностью под 20 квартир в высоту. А в Рудном вообще нет высоток, в первую очередь из-за отсутствия необходимости. Здесь практически не строят новые дома, ведь есть еще запас из недостроенных, вот их то и восстанавливают. На момент лета 2019-го года в резерве пара-тройка домов точно осталась (да, я в курсе, что май – это весенний месяц ).

Ну вот, видимо, рано я начал обвинять Рудный в наплевательском отношении к безбарьерной среде:
пешеходный переход Рудный
Далеко не всё по урбанистическому Фен-Шую, но наличие хоть каких-то задатков не может не радовать.

Хотя, постойте, я тут пригляделся и докопался:
пешеходный переход Рудный
Строители, скорее всего, просто не понимают истинного предназначения таких спусков на пешеходных переходах.

Обосрал, можно и что-то хорошее сказать.

Ледовый дворец спорта
Ледовый Дворец Спорта.

Для провинциального городка здесь большое разнообразие в выборе занятий спортом. Вот, например, в Рудном есть профессиональная хоккейная команда, чем могут похвастаться только областные центры. По крайней мере, так было, когда я занимался хоккеем и интересовался Чемпионатом Казахстана по хоккею.

ЦУМ Рудный
Рудненский ЦУМ.

ЦУМ – это единственный в Рудном торговый центр, в общем его понимании, но ничего интересного внутри не происходит. Хотя, мы, будучи школьниками даже умудрялись там тусоваться, как это делают многие дети во всех городах, где есть ТЦ.

Что-то хорошее сказал, можно и снова обосрать. Замечу, что все мои обсёры будут изливаться, исключительно, в урбанистическом ключе.

Велодорожки Рудный
«Велодороджка».

Чем же мне так не понравилась эта велодорожка, что я даже заключил её в саркастические кавычки? Даже малейшее развитие в данном направлении поднимает мне настроение, но как это обычно бывает, первый блин всегда комом. Вот и первая велодорожка в Рудном оказалась тем же самым. 

Рудный идеален своими размерами, для того, чтобы перемещаться по нему на велосипеде, чем я тут иногда и занимаюсь, но была бы у меня машина, я бы скорее её выбрал. Как минимум, из-за отсутствия велопарковок, хотя в некоторых местах они уже появились. Да и сам город просто кричит: «Купи машину!», общественный транспорт в Рудном адекватно ходит только по центральной улице, а с других остановок проще дойти до ул. Ленина (да, как вы могли догадаться, именно так называется главная улица). Хотя любая точка города находится в пешей доступности. За час, спокойным шагом можно пройти весь горд из одного конца в другой. Так что, на автобусах я перемещаюсь здесь крайне редко.
Так, я отвлекся от велодорожек. 

Провести белую линию на тротуаре и нарисовать велосипед – это не равно сделать велодорожку. Такие «велодорожки» вызывают конфликты между пешеходами и велосипедистами, за счет того, что пешеходы будут ходить по велодорожкам, как это и происходит прямо на фото, а велосипедисты будут кататься по пешеходной зоне.

Зона для велосипедистов должна быть отделена от пешеходной и автомобильной. Прямо здесь есть идеальное место для велодорожки – между двумя рядами деревьев. Также в местах пересечения автомобильной и велосипедной зон, требуется приподнимать дороги, а не делать спуски. Это нужно в первую очередь для успокоения трафика за счет эффекта «лежачего полицейского» и плюс сыграет свою роль психологический фактор, то есть ощущение того, что водитель въезжает на территорию пешехода/велосипедиста и снизит скорость. На самом деле, тема велодорожек может занимать отдельный пост, так что ограничимся данным примером.

Надеюсь, человек, который «проектировал» «велодорожки» в Рудном, каким-то образом наткнётся на мой пост и увидит рекомендацию прочитать книгу «Проектирование городских велодорожек».

Предлагаю немного отвлечься от этой нудной урбанистки и посмотреть на спящего алкаша:
Алкаш
Не могу спокойной пройти мимо маргинального элемента.

Казахстан - светское государство, но преобладающая религия у казахов – это ислам. А так как, раньше население города чуть ли не на 80% состояло из русских, то тут даже на моей памяти не было мечети, а теперь есть:
Мечеть Рудный
Мечеть появилась лишь в 2008-м году, а церковь ровно на 20 лет раньше, но ещё в 2012-м открыли новый храм. А чтобы попасть в синагогу, придётся ехать в соседний город.

Так как наша прогулка имеет урбанистический окрас, то я не могу не поговорить про общественный транспорт. Он здесь представлен только в виде автобусов. С интервалами хождения здесь, откровенно говоря, есть проблемы, и в купе с размерами города, получается нецелесообразно ждать автобус, быстрее будет дойти пешком, но это если ты молодой и здоровый.

Что мне еще не нравится в Рудненском автобусном парке, так это то, что на городских маршрутах здесь катаются автобусы, предназначенные для междугородних поездок, а про низкопольный транспорт, думаю, пока еще даже не стоит заикаться.

Старый автобус Рудный
Ретроавтобус, который еще может. Таких старичков в городе, как минимум, десять (есть ещё старенькие ЛАЗы и ПАЗики).

А вот старые автобусы, которые до сих пор на ходу и курсируют по маршрутам – это то, от чего я в восторге. Я считаю, рудничанам нужно создать фонд поддержки этих раритетных автобусов, чтобы они как можно дольше катались по городу, выполняя свою работу. А если их ещё и отреставрировать, то вообще получатся настоящие музеи на колёсах. Также стоимость проезда в 60 тенге (10 рублей) оставляет приятное ощущение.

Но и конечно же, стоит наравне с «музеями», полноценно развивать общественный транспорт в городе, чтобы он стал одинаково доступен для всех слоёв населения, как для молодых и здоровых, так и для старых и больных. Я замечаю, что в Рудном среда становится более доступной для маломобильных граждан, но считаю, стоит напомнить, маломобильные граждане – это не только инвалиды, но также и мамы с колясками, а в некоторых случаях также и люди с велосипедами.

Ещё один плюс в копилку Рудного – это отсутствие подземных и надземных пешеходных переходов. Вообще, Рудный в данный момент своего развития – практически чистый холст, из которого ещё можно сделать более приятный и удобный городок. Но стоит начать с ремонта дорог и тротуаров, которые здесь в ужаснейшем состоянии. Я заметил, что в Рудном очень любят положить новый асфальт, через неделю его вскрыть, выкопать трубы и потом просто оставить, всё, как есть. Почему в смету сразу не включают работы по восстановлению дорожного покрытия, для меня так и остаётся непонятным.

Ещё один бич многих Постсоветских городов – это побелка и кронирование деревьев, вот тут просто комбо:
Уродливые деревья Рудный
Ещё и поребрик покрасили.

Как и велодорожки, тему озеленения сложно полноценно вписать в этот пост, но я попытаюсь тезисно рассказать, почему же крашенные обрубки посреди города лишь уродуют этот самый город, не неся никакой практической пользы.

Вся эта проблема появилась из-за изначально неправильного озеленения улиц. Тополя садят не просто так, а потому что они растут гораздо быстрее остальных деревьев, но в возрасте 40-50 лет становятся опасными для жителей города и поэтому им обрубают все ветки.

Как нужно делать: еще на моменте посадки тополей, параллельно с ними высаживать другие деревья, например, березы или клёны. Когда тополь станет аварийным, то не нужно его кромсать, а стоит просто спилить такое дерево, а на его месте высадить новое, если заранее об этом не позаботились.

Также в головах наших граждан крепко осел стереотип, что побелка деревьев – обязательный атрибут городской среды, мол это защита от вредителей. Нет, на самом деле, белили деревья во время войны, чтобы было проще ездить на машине не включая фары, затем побелка перекочевала в армейскую среду, а оттуда уже и в гражданскую. Да и как же тогда в лесах или том же Питере деревья выживают без побелки? Да запросто, им это не нужно. Пожалуйста, прекратите уродовать улицы городов!

В целом, Рудный вызывает впечатление чистого городка, что объективно не может вызывать сомнений, но без исключений никуда:
Овраг с мусором
Давай, скажи, что я только говно и недостатки ищу.

Хоть это не совсем по теме поста, но у меня прям чешутся пальцы, высказаться относительно моей предыдущей реплики. Многие рудничане с вилами готовы броситься на любого, кто что-то плохое говорит о их городе, прикрываясь огромной любовью к Рудному. 

А в моем понимании настоящий патриотизм и любовь к своему городу – это адекватное обращение внимания на недостатки города и обсуждение этих самых недостатков. Самое худшее, что вы можете сделать для своего города – это только кричать, что он самый чудный в мире, а кто не согласен, пускай валит в свою Россию! Мы то свалим, как и делает это большое количество жителей Рудного, но в этом то и заключается основная проблема провинциальных городов – здесь практически нет перспектив для развития, в сравнении с крупными городами.

Да, я свалил в «Свой Питер», посмотрел там городскую среду и отрефлексировал на проблемы благоустройства в Рудном. Я и считаю, что развитие города может быть только в том случае, если обращать внимание на недостатки своего города, а в других странах и городах выискиваешь что-то хорошее и перенимашь для себя. И да, я не говорю, что Питер с Москвой – идеальные города, там тоже полно проблем, но в плане урбанистики, они на несколько шагов впереди Рудного, что и естественно. Да, уеду из Рудного, но все равно, его проблемы останутся для меня небезраличны.

Угловатый пешеходный переход
Крайне непонятна логика строительства тротуара такой формы, видимо кто-то переиграл в стратегии начала «нулевых». Но в отличие от NPC, рудничане не стали ходить только по дорожке.

А мы снова приближаемся к чему-то приятному, к кондитерской «Обжоркин»:
Обжоркин Рудный
Именно тот случай, когда перенятие опыта более развитых коллег позволило иметь успех на фоне консервативных конкурентов.

Как и в бизнесе, так и в городском благоустройстве, просто необходимо перенимать опыт успешных кейсов в других городах и странах. Повторюсь, Рудный на данный момент – это практически чистое полотно, на котором не совершили еще фатальных ошибок, главное – найти толкового и грамотного градостроителя, который смог бы превратить Рудный в красивую и удобную конфетку, которая ничуть не уступала бы комфортным европейским городкам.

А вот как делать уж точно не стоит:
Магазины Рудный
Полнейшее отсутствие какого-либо дизайн-кода.

Апогей уродских вывесок и всех остальных грехов наружной рекламы:
Лежебока Рудный
Там еще и музыка орёт.

Чем же мне так не понравилась «Лежебока»? Я бы даже сказал, что внешний вид этого ТЦ меня возмутил! Давайте по списку: 

1. Растянутые плакаты, которые напрочь убили весь внешний вид фасада, да и вообще, таким вывескам не место на зданиях, плюс, опять же, никакого дизайн-кода.

2. Светодиодное табло – это вообще пик безвкусицы и уродства, которое можно себе позволить в наружной рекламе.

3. Несанкционированные торговые точки. Уличные торгаши – это как раз-таки один из факторов, которые критически портят внешний вид улиц. Бабушек, торгующих дарами своего огорода или различными вязанными предметами гардероба я еще могу понять и простить, но вот почему не выгоняют тех, кто пытается строить свой бизнес таким образом, я понять не могу.

4. Скамейки-рекламные места. Они по определению не могут быть удобными и комфортными, потому что в первую очередь их ставят в максимально проходимых местах, а не там, где удобно сидеть человеку, да и сам форм-фактор таких скамеек ужасен, про внешний вид я вообще молчу.

5. Какой-то ларёк, который вообще не вписывается сюда.

6. Наклеенные бумажные объявления, как подтверждение стойкого впечатления засранности фасада, видимо оно возникло не только у меня, но и у того, кто решил их там наклеить.

7. Ну, и звуковая засоренность воздуха вокруг этого здания. Если визуальный мусор мы еще как-то замечаем, то на звуковое загрязнение, в большинстве случаев, мы не обращаем внимания, хотя оно действует на наше состояние более критично.

Я вижу, что у «Лежебоки» есть подъём для маломобильных граждан, что не может не радовать, но вот внешний вид здания – это кромешный ужас!

Что меня еще радует в Рудном, так это сохранившаяся мозаика на фасадах Рудненских домов:
Мозаика на колледже
Политехнический колледж.

Мозаика на домах Рудный
ул.40 лет Октября, д.45

Мозаика на домах Рудный
ул.Горького, д.49

пешеходный переход Рудный
Кирпич то надёжнее асфальтов этих ваших.

Меня радует, что в Казахстане пока нет моды на гиперяркие пешеходные переходы:
пешеходный переход Рудный
И дорога здесь в порядке.

Хотя бы за это можно любить визиты президента, что перед его приездами наводят марафет улиц, где он будет ехать. Главная улица сильно преобразилась за последние 10 лет.

Самая понтовая гостиница в городе:
Гостиница Горняк Рудный
4-звёздочная гостиница «Горняк».

Акимат(мэрия) города Рудного:
Акимат города Рудный
С подзасранным наружными блоками кондиционеров фасадом.

В Рудном относительно популярен скейтбординг, поэтому город подарил горожанам скейтпарк:
Скейтпарк в Рудном
Ни в одном из Российских дворов я не видел такую качественную и разнообразную скейт-площадку.

Но она и не во дворе стоит, а я бы сказал хрен пойми где она стоит, я вообще не понял логики людей, которые приняли решение поставить именно в этом месте рампы для скейтбординга. Мало того, что они перегородили проход к «Горняку»(развлекательному центру), так ещё и не учли, что скейтеры обычно собираются в другом месте.

Колесо обозрения:
Колесо обозрения Рудный
Сколько же шума оно наделало и продолжает этим заниматься. 

Первое недовольство горожан заключалось в сумме, которую потратили - 300млн. тенге (50млн. рублей), за эти деньги можно было несколько десятков километров дорог отремонтировать. Во-вторых, у меня возникает вопрос: «А почему администрация города занимается аттракционами?». Как мне кажется, подобное должно быть в руках частного бизнеса, хотя не нужно быть математиком, чтобы понять нерентабельность данной затеи. И в-третьих, толком не успев начать работать, это колесо сломалось и в данный момент не функционирует, так как было построено с кучей ошибок, ах да,было такое, что одна кабинка в моменте ехала «вниз головой».

Но я успел прокатиться на нём, сказать, честно, мне оно абсолютно не понравилось. А вот такие виды открываются из кабинки:
Шанхай Рудный
Частный сектор.

Отвалы Рудный
Отвалы с карьера.

Комбинат Рудный
Градообразующее предприятие.

Другого вида я и не ожидал, хотя обещали, что я смогу увидеть Костанай (соседний город в 40 км), конечно же областной центр мне не открылся, хоть погода и была ясной. Также кабинка представляет из себя парник, который закрыт каким-то поликарбонатом и ни черта не проветривается, что особенно «приятно» в жаркую погоду.

Закончить хотелось бы на положительной ноте, в Казахстане начали раздельный сбор отходов:
Сбор пластика Рудный
Почти во всех дворах стоит отдельный контейнер для сбора пластика.

Также в Костанае, про который будет следующий пост, я видел урны на улицах для четырех видов бытовых отходов, правда народ ещё не умеет этим пользоваться и не особо понимает, что разный мусор нужно кидать в разные урны, но это дело времени и правильной пропаганды.


goshasit

22 Мая 2019 09:39

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно авторизоваться